- Что нужно знать, прежде чем читать объявления о приеме на работу?
Зачастую, неперспективная должность ищет нас, а мы ее. Всем нам рано или поздно приходится устраиваться на работу. Ходить по собеседованиям, рассылать пачки резюме, озадачивать родных и близких просьбами "ну хоть что-то... но с большой зарплатой!". И хорошо, если период такой лихорадочной активности не затягивается надолго.
В арсенале современного безработного достаточно большой спектр инструментов, умелое владение которыми, позволит ему максимально быстро найти нормальную работу: государственные службы занятости, кадровые агентства, Интернет, объявления в СМИ… Именно о том, как ищут работу с помощью объявлений мы и поговорим. Что нужно знать, прежде чем читать объявления о приеме на работу?
Объявления, на которые ОБЯЗАТЕЛЬНО стоит обращать внимание, отличаются… Во-первых, конкретностью. Указаны конкретные требования и очерчены конкретные предложения. Во-вторых, такие объявления не станут развешивать на фонарных столбах и остановках общественного транспорта. Их место - страницы специализированных изданий, теле/радио эфир. Если Вы решите откликнуться на такое объявление, Вас, скорее всего, не пригласят посетить презентацию, а попросят отправить по факсу профессиональное резюме. Лозунги из разряда "Для всех", "Для молодых и энергичных", "Для серьезных и честолюбивых", "Для желающих заработать быстро и прилично", риторические вопросы "Нет денег? Хотите иметь?", ликующие восклицания "Это ваш шанс!" и налет солидной респектабельности "Работа в инофирме" должны Вас насторожить сразу. Обещание сумасшедших денег при полном отсутствии сведений о характере работы - первый признак того, что Вас приглашают за бесплатным сыром в мышеловку. Поэтому обуздайте свои эмоции и не спешите хвататься за телефон. Искать работу по объявлениям действительно не самое простое занятие. Однако опытные соискатели быстро учатся отличать Гербалайф от солидных компаний. Не тратьте свое драгоценное время зря. Поиск работы - это тоже важная работа. А от качества ее выполнения зависит Ваше будущее.
- Правила составления (написания) резюме
Запомните три ключевых момента:
Ваша цель - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.
Основные требования и правила
Стиль написания резюме:
Избегайте использовать местоимение я.
Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок
Не следует писать:
Пишите:
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм
Не следует писать:
Пишите:
Предпочитайте позитивную информацию негативной
Не следует писать:
Пишите:
Концентрируйте внимание на Ваших достижениях
Не следует писать:
Пишите:
О чем не следует писать в резюме?
Не надо включать в Ваше резюме:
Всю Вашу трудовую биографию. На самом деле Вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет.
Ваши физические данные.
Причины, по которым Вы уходили с работы.
Требования к зарплате.
Имена людей, которые дают Вам рекомендацию (подготовьте этот список он может пригодиться на собеседовании).
В заключение обратите внимание на следующие детали:
Попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, на котором написано резюме, проверить его.
В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени, например, работаю, проектирую; соответственно при описании предыдущих мест работы используйте глаголы в прошедшем времени.
Будьте последовательны: если Вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью).
Избегайте длинных фраз и мудреных слов.
Четко выделите необходимые заголовки.
Проследите, чтобы Ваше резюме было оформлено в одном стиле.
Выбирайте стиль, который легко читается (большие поля, не мелкий шрифт, достаточное расстояние между строками и т.п.).
Используйте бумагу белого цвета хорошего качества.
Очень важно уместить Ваше резюме на одной, максимум, на двух страницах.
Будьте уверены, что Вы сможете подтвердить всю информацию, которую Вы включили в резюме.
- Как правильно подготовиться к собеседованию.
Собираясь на собеседование с работодателем или в кадровое агентство, нужно подготовиться к вопросам, которые вам зададут. И хотя на собеседовании интервьюер обычно в той или иной мере импровизирует, существует круг вопросов, которые могут быть заданы с большой степенью вероятности. И чем лучше вы подготовитесь, тем естественнее и убедительнее будет ваше поведение на собеседовании.
Дадим несколько базовых советов о том, как нужно отвечать на любые вопросы:
Правильно сядьте. Нужно сидеть, повернувшись к интервьюеру не только лицом, но и всем туловищем. Если для этого необходимо передвинуть стул, не стесняйтесь. Ноги не поджимайте и не держите скрещенными под стулом.
Держите зрительный контакт. Слушая вопрос, внимательно смотрите в лицо интервьюеру. Лучше поймете вопрос. Отвечая, старайтесь не смотреть вниз, в сторону или в потолок. Обычно интервьюерам это не нравится.
Выслушивайте вопрос до конца, не перебивая. Старайтесь показать внимание и интерес к вопросу.
Начинайте отвечать, если уверены, что поняли вопрос. Иногда интервьюер формулирует вопрос пространно и неконкретно. В такой ситуации лучше спросить: “Правильно ли я понял, что вас интересует то-то и то-то?” Очень часто после этого интервьюер уточняет вопрос и тем самым помогает вам правильно ответить.
Не говорите долго. Думаю, что 2-3 минуты – это предельная продолжительность ответа. Если вопрос сложный, то дайте в своем ответе наиболее важную, ключевую информацию. И скажите, что готовы детализировать, если нужно. Излишне пространные ответы – типичная ошибка неопытных соискателей.
Не отклоняйтесь от сути вопроса. Даже если вопрос таков, что ваш ответ получается очень кратким, не смущайтесь. Довольно часто, стараясь показать себя с лучшей стороны, соискатель уходит от темы, начинает рассказывать что-то свое. Прежде чем говорить, выясните, интересно ли это интервьюеру.
Умейте держать паузу. Если вы считаете, что ответили на вопрос, то лучше всего замолчать и держать паузу, не нервничать. Пусть интервьюер думает, о чем вас спросить. Будьте терпеливы.
Не говорите очень тихо и очень громко. Слишком тихий голос может создать у интервьюера впечатление, что вы неуверенный в себе человек. Если вы держите зрительный контакт, то нужная сила голоса в большинстве случаев определяется как бы сама собой.
- Самопрезентация на собеседовании.
Многие соискатели (даже профессионалы) волнуются на собеседовании и, естественно, начинают совершать ошибки. Поэтому не отказывайтесь от предложения пройти собеседование, даже если предполагаемая работа не вполне вас устраивает. Это отличная тренировка. Когда такой возможности нет, работайте самостоятельно. Общеизвестно, что излишнее волнение значительно снижает ваши шансы. Но как его избежать?
Проще всего - заранее продумав ответы на некоторые общие вопросы. Начните с наиболее вероятного - "расскажите о себе" (только учтите - первоначальная нервозность может стать причиной чрезмерного многословия, а это тоже плохо).
Если просят рассказать о своей карьере, а вы человек разносторонний, - сосредоточьтесь на последних обязанностях и достижениях, ведь встрече уделяется ограниченное время.
У некоторых интервьюеров главный вопрос собеседования - "Почему?". Сначала интервьюер задает какой-то простой вопрос. Вы отвечаете "да" или "нет" или называете что-то (например, любимое занятие). И интервьюер тут же спрашивает: "Почему?". Очень часто это простое "почему?" ставит соискателя в затруднительное положение. Он не знает, что ответить и лепечет что-то невразумительное. Будьте готовы к ответу на вопрос "Почему?", о чем бы вас не спрашивали.
Умелый интервьюер обычно не удовлетворяется обтекаемым и недостаточно конкретным ответом. Он задает дополнительные вопросы, часто используя что-то сказанное вами как зацепку. При этом интервьюер не только получает нужную ему информацию по существу вопроса. Он также создает для соискателя стрессовую ситуацию и наблюдает за его поведением. Не смущайтесь и не впадайте в панику. Спокойно воспринимайте любые дополнительные вопросы, старайтесь отвечать по существу и кратко.
Ниже мы приводим некоторые распространенные вопросы, задаваемые во время собеседования и варианты возможных ответов на них.
Вопросы, которые задают на собеседовании:
Почему вы ушли из...?
Не следует давать негативные отзывы о прежнем месте работы, бывшем начальстве и коллегах. Не выносите сор из избы. Интервьюер или ваше возможное начальство могут расценить это как потенциальную угрозу для своей собственной компании (не бывает организаций без недостатков). Лучше всего назвать нейтральную причину: нерегулярность денежных выплат, отсутствие перспектив роста, удаленность от дома, неудобный график работы и т. п. Будьте уважительны, говоря о своем прежнем руководстве. Подчеркните достоинства, упомяните о недостатках. Это прибавит вам очков. Собеседник будет уверен, что, доведись ему иметь дело с вами, он может рассчитывать на подобное отношение.
Где вы сейчас работаете?
Даже если у вас в настоящий момент нет постоянного места работы, ошибка - говорить "нигде". У работодателя может сложиться впечатление, что он общается с человеком, который никому не нужен. Тщательно продумайте ответ на этот вопрос. Можно сказать, что на данный момент у вас нет работы. Но в любом случае ответьте так, чтобы оставить впечатление человека энергичного, который не сидит сложа руки.
Каковы ваши самые большие достоинства (слабости) как сотрудника?
Расскажите о своем главном профессиональном достоинстве, подкрепив ответ живым примером. Примеры придают рассказу эмоциональную выразительность, правдивость, отлично убеждают собеседника. Не стоит забывать, что собеседование - это не сеанс психотерапии, и признаваться в недостатках надо крайне осторожно. Но и не отрицайте их. Цель этого вопроса - оценить, насколько вы самокритичны и конструктивны. Не бывает идеальных сотрудников, а с человеком, который не может увидеть свои сильные и слабые стороны, трудно иметь дело.
Почему вы хотите работать именно в нашей компании?
Советую отнестись к этому вопросу более чем серьезно. Правильный ответ на него - 50% успеха. Демонстрируя знание предмета (рода деятельности, динамики развития компании, ее последних достижений), вы льстите самолюбию работодателя и подтверждаете свою компетентность. Возьмите с собой образец изделия (если это возможно) или рекламной продукции компании. Дайте положительную оценку деятельности компании в целом, сделайте одно-два критических замечания - пусть работодатель поймет, что вы знаете, как это улучшить. Покажите, чем вы можете быть полезны компании, проводящей с вами собеседование.