Коммунальная деятельность:

социальная и экономическая сущность

В начале 90-х годов прошлого века в жилищно-коммунальном хозяйстве сложилась сложная экономическая ситуация. Первое либеральное правительство России, отпустив цены на промышленные и продовольственные товары, не осмелилось освободить тарифы на коммунальные услуги. Резко подскочившие цены в экономике привели к такому же резкому увеличению затрат на производство коммунальных услуг, в результате чего в несколько раз упали доходы предприятий коммунального хозяйства от реализации услуг потребителям. В 1993-94 годы, например, доля населения в оплате коммунальных услуг составляла всего 4-5%. Остальная часть затрат предприятий покрывалась дотациями из бюджета. Единственно возможный выход в этих условиях правительство видело в переводе жилищно-коммунальных предприятий на прямые отношения со своими потребителями, то есть на самофинансирование путем развития конкурентных отношений. Самоокупаемость требовала, во-первых, повышения тарифов до уровня, покрывающего издержки предприятия на производство и реализацию услуг, включая инвестиционную составляющую, во-вторых, переход на 100-процентную оплату услуг населением и, соответственно, прекращение дотаций из бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Единовременный отпуск цен на услуги, как это сделано в промышленности и торговле, в жилищно-коммунальном хозяйстве не представлялся возможным по двум причинам: тогда коммунальные предприятия, остающиеся монополистами, могли диктовать цену, выгодную только для них; большая часть населения из-за низких доходов не смогла бы оплатить услуги в полном размере.

В этих условиях единственным выходом из положения представлялся следующий: для того, чтобы устранить власть монополий над ценами, надо сформировать в отрасли конкурентную среду. Конкуренция сведет цену услуг до "естественного" уровня и позволит направить усилия предприятий на снижение издержек (себестоимости), что, в свою очередь, приведет к снижению тарифов на услуги.

Для того, чтобы 100-процентная оплата услуг не была обременительной для населения, тарифы повышаются ежегодно на 10 - 15% в течение 5 лет. Для тех семей, которые не могут выдержать темп роста оплаты, устанавливается потолок расходов семьи на жилищно-коммунальные услуги в долях от совокупного дохода, например, на первых порах не более 10%, постепенно повышая его до 25% (эта цифра появилась в Концепции-97). Очевидно, при этих условиях необходимо будет сохранять дотации из бюджета предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Но их размер будет ограничиваться лишь разницей между суммой, которую население должно было бы оплатить по обоснованным тарифам и суммой, фактически им вносимой за услуги в соответствующем периоде. По мере повышения доли населения в оплате услуг, будет снижаться и сумма компенсации из бюджета предприятиям отрасли. В конечном счете, она уменьшится до величины субсидий, предоставляемых малоимущим гражданам.

В этом заключается основное содержание "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", по которой и была развернута коммунальная реформа. Тем не менее, она не пошла далее этих формальных мероприятий и процедур, а попытка ее реализации, как правило, всюду приносила населению много неприятностей и материальных лишений.

1. Город как среда обитания человека, привычно воспринимается нами как нагромождение множества различного типа зданий и сооружений или как территориально-пространственная среда, где размещены названные элементы. И не всегда мы задумываемся над тем, что же делает город обитаемым, живым и деятельным, удобным и предпочтительным не только в организации деловой и культурной жизни, но, прежде всего, в организации нашего быта, поскольку без последнего не могут состояться две первые стороны нашей жизни. Однако, задумавшись над этим вопросом (вернее, всякий раз, когда нам приходится испытывать какие-либо бытовые неудобства), мы вспоминаем о различных городских службах, обязанных по своему назначению обеспечить нас всем необходимым для комфортной и уютной жизни в этих "каменных джунглях". Вспоминаем для того, чтобы обрушить на них свою досаду и/или гнев из-за нарушенного привычного ритма жизни, отложенных дел, не выполненной работы, не совершенной поездки и т.д. В рамках данного исследования в нашу задачу не входит рассказ о сложностях и трудностях работы этих служб. Нас будут интересовать, главным образом, особенности этой деятельности, с которыми связано существование экономических проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве, и пути решения, которые не всегда известны. Мы убеждены, что это незнание является одной из основных причин трудностей проведения реформы ЖКХ, которая продолжается более десяти лет. Речь идет не только о том, что авторы программных документов реформы, предлагая революционные для отрасли преобразования, не придали этим особенностям никакого значения, но еще о том, что сумели внушить российскому обществу убеждение в правильности предложенного пути реформирования отрасли. Более того, федеральная власть на протяжении всех прошедших лет, видя как реальность сопротивляется проводимой реформе, не извлекала уроков и не пытается этого делать.

Однако знание этих особенностей, понимание их сущности и форм проявления - важное условие для построения новых механизмов экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, для успешной адаптации предприятий отрасли к условиям свободного рынка.

2. Для того чтобы объяснить, что представляют собой, чем заняты структуры, обозначаемые аббревиатурой ЖКХ, обычно прибегают к длинному перечню предприятий и организаций, совокупность которых принято называть жилищно-коммунальным хозяйством. Например, "водоканалы", "теплосеть", "ЖЭК"и, "дорожное хозяйство", "санитарная уборка", "городской транспорт" и т.д. Устоявшиеся во времени эти названия, и другие, здесь не перечисленные, вполне адекватно отражают содержание деятельности соответствующих предприятий и организаций, независимо оттого, какое конкретное название они носят в каждом отдельном городе. Будучи утилитарной, потребность в соответствующих услугах имеет всеобщий характер, потому предприятия, предоставляющие их, одни и те же везде. Вместе с тем, каждый вид деятельности, перечисленный выше, уникален по своему, поскольку представляет собой услугу, не имеющую себе замену, единственную в своем роде. С другой стороны всем им характерно нечто общее, которое позволяет обозначить всю эту совокупность термином: "коммунальная деятельность".

В слове "коммунальная" выражена "общинная"", то есть, общественная сущность этой деятельности, направленная на удовлетворение первичных потребностей по обслуживанию города, включая потребности каждого отдельного жителя. Все виды деятельности, которые объединяются под названием "сфера коммунальной деятельности" имеют общеполезное значение, независимо от того является ли потребление соответствующих услуг совместным или индивидуальным. Поэтому системы, сооружения и устройства жилищно-коммунального хозяйства следует характеризовать как объекты и системы общественного пользования.

Коммунальная деятельность есть одна из форм функционирования города, то есть, она является организующим жизнь города элементом, одним из оснований, на котором держится и развивается город как среда обитания человека. Без рационально организованной и налаженной работы технической инфраструктуры, она перестает отвечать своему назначению, становится источником неустранимых и тяжело переносимых населением невзгод. В сельских поселениях также существует потребность в такой форме деятельности, но она может там появляться лишь тогда, когда интерес к ней станет общим. Например, когда поселение переходит по своим параметрам в разряд поселка городского типа или начинает обустраиваться как город. То есть тогда, когда обеспечение водой, теплом, энергией при помощи индивидуальных устройств (источников) в одиночку невозможно или недоступно по средствам отдельному домовладельцу, семье. Становится самоочевидной выгода перехода от самообслуживания к коллективной, общественной форме удовлетворения тех же потребностей.

Таким образом, услуги становятся общественным благом, то есть коллективными потребностями, производство коммунальных услуг происходит в форме общественно полезной деятельности, то есть, сама коммунальная деятельность становится общественной потребностью.

3.  Коммунальные услуги как общественные блага.

Коммунальные услуги можно отнести как к разновидностям производственных (их производят, предоставляют, потребляют), так и социальных услуг. Социальный характер коммунальных услуг непосредственно следует из общественно полезной сущности коммунальной деятельности, о которой мы писали выше. Но как производственный продукт услуги коммунальной деятельности, являются экономическими благами. Это означает превращение ус-луг в товар и, соответственно, образование рынка коммунальных услуг, Рынок разводит по разные стороны тех, кто производит, предоставляет и оказывает услуги и тех, кто извлекает из них для себя пользу, то есть потребляет услуги. Отношения между ними строятся по схеме товарно-денежных отношений. В результате коммунальные услуги, как товары, становятся объектом рыночных отношений, попадают под воздействие механизмов, регулирующих эти отношения. А те структуры, которые производят услуги и их потребляют, становятся субъектами рынка

Коммунальная деятельность как сфера экономических отношений, требует формирования условий для самовоспроизводства. Поэтому вполне объяснимо желание в ходе реформирования ЖКХ, для повышения эффективности коммунальной деятельности в условиях новой России использовать рыночные механизмы.

Преимущества конкурентного рынка проявляются в относительно низкой цене товара, в его качестве, разнообразии, изобилии, позволяющие потребителям сделать наилучший выбор, удовлетворять свои потребности в соответствии со своими желаниями. Разработчики коммунальной реформы рассчитывали достичь такого же эффекта в сфере коммунальной деятельности путем создания конкурентной среды и привлечения в отрасль новых поставщиков услуг.

Однако, авторы программных документов коммунальной реформы не придали никого значения общественному характеру коммунальной деятельности, игнорировали сущность коммунальных услуг как общественных благ. Этот факт сыграл роковую роль в судьбе реформы, стал причиной провала планов использования рыночных инструментов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

Общественным благом называют такой товар, потребление которого удовлетворяет двум условиям: неделимости и несоперничеству. Неделимость означает, что если товар доступен кому-нибудь одному, то он становится доступным любому другому желающему. Несоперничество (или доступность) означает, что потребление данного товара одним потребителем, не уменьшает его количество для другого.

Названные свойства порождают проблему оплаты стоимости общественного блага: невозможно определить, кто должен платить за товар, если им при желании может пользоваться любой. Производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Критерии рынка оказываются недостаточными для установления, какое количество товара надо производить, какова оптимальная его цена, не позволяют предотвратить его потребление индивидом, который нарушает условия сделки или вообще в нее не вступает. Подобные блага должны предоставляться всему сообществу людей, в которых индивиды как бы растворяются, обезличиваются как потребители и, очевидно, оплачиваться из налоговых источников, то есть за счет всего общества. Частный сектор, как правило, отказывается производить общественные блага. Именно по этой причине производством общественных благ вынуждено заниматься государство, используя для этих целей в том числе бюджетные средства. Однако это не означает устранение сложностей, связанных с получением достоверной информации о потреблении (объеме, интенсивности, факторах изменения количества и т.д.) того или иного вида общественного блага, формированием эффективной системы удовлетворения потребностей в нем.

Коммунальные услуги можно считать типичным примером общественных благ. Например, работы по внешнему благоустройству города приносят пользу всем его жителям, и даже временно пребывающим в городе. Но конкретно ни один человек не возьмет на себя обязанность оплатить эти услуги.

Другой пример услуг, имеющих форму коллективного потребления: это услуги по уборке территории домовладения, по содержанию мест общего пользования в жилом здании, по его текущему ремонту, в целом, все виды так называемых жилищных услуг. Проблема оплаты услуг в этом случае также не имеет удовлетворительного решения. Существующая на практике форма оплаты жилищных услуг основана на уравнительной системе, в сущности, представляет собой вид коммунальных сборов с жильцов, имеющих прописку (регистрацию) в домах, находящихся на соответствующей территории.

Третий пример - услуги систем инженерного обеспечения: водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения. По формальным признакам названные виды коммунальных услуг удовлетворяют признаку делимости и исключения. Несмотря на это, им также присущи свойства общественных благ. Таковыми их делает насущный характер потребности в этих услугах, требующий чтобы они были доступны каждому, в любое время и в любом потребном количестве. Им также присущ уравнительный характер оплаты услуг, который противоречит принципу справедливости.

Таким образом, неопределенность, свойственная возмещению стоимости коммунальных услуг как общественных благ и общественно полезный характер коммунальной деятельности (она затребована жизнью безусловно, то есть независимо от того как происходит оплата ее результатов и происходит ли вообще) вступают в противоречия с принципами конкурентного рынка, изменяют и искажают нормальный ход этого механизма. Указанные особенности нельзя устранить или приспособить к рыночной экономике, а формальное (механическое) их соединение создает лишь видимость, что приведены в действие рыночной механизмы. Более эффективным может быть путь приспособления рыночных механизмов к условиям коммунальной деятельности, создание (конструирование) новых механизмов, обеспечивающих эффективное развитие отрасли.

4. Осмысливая вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что успешное реформирование ЖКХ на рыночных началах связано, в первую очередь, с решением проблемы индивидуализации потребления услуг. Только в этом случае появляется возможность производства услуг поставить в зависимость от оплаты потребленного количества теми, кто непосредственно является потребителем соответствующих услуг. В тех сферах общественных благ, где имеется возможность индивидуализации потребления, возникают и условия для появления частных производителей а, следовательно, и для использования рыночных механизмов в целях стимулирования повышения эффективности.

Для индивидуализации общественного блага требуется два условия:

а)чтобы оно могло быть разделено на элементарные единицы, и таким образом учтено количественно;

б)чтобы использование этого блага можно было бы вменять конкретному его потребителю.

Единицей коммунальной деятельности выступает услуга. Форма ее членения и учета зависит от содержания конкретной услуги и вида объекта, на который направлено или с которым связано ее действие. Если услуга выступает в вещной форме, то ее количественный учет, как материальных благ, не представляет сложности. В коммунальной деятельности к разряду материальных благ относятся услуги систем инженерного обеспечения (инженерные услуги). Они доступны прямому учету при помощи измерительных приборов. Если предоставление услуги происходит в форме воздействия на объект (услуга "неосязаема"), то единицей ее измерения может служить число объектов (или характеризующие его свойства, показатели), с которыми связано появление услуги. Иными словами, в этом случае делится на единицы не сама услуга, а объекты ее приложения. Если, например, речь идет об уборке территории, единицей услуги являются квадратные метры (сотки, гектары), а ее количество равно всей уборочной площади в принятых единицах.

Таким образом, вопрос об измерении и учете коммунальных услуг, (благодаря чему появляется возможность оценки их стоимости), так или иначе, имеет решение, более того реальная действительность нам демонстрирует эту возможность.

Вопрос о втором условии индивидуализации общественного блага не всегда имеет такое простое решение. То есть, формально его можно найти, но такое решение будет всегда вызывать неудовлетворение своей противоречивостью.

Подтвердим сказанное на примере коммунальных услуг.

Примером чистых общественных благ являются услуги общегородского назначения, такие как пользование указанными услугами обезличено, невозможно вычленить конкретного потребителя, которому можно предъявить приходящееся на его долю количество услуг и потребовать возмещения их стоимости. Однако, поскольку существует возможность измерения и учета этих услуг через показатели объектов, с которыми связано их появление, то оплату этих работ можно предъявить к их собственнику. В действительности все происходит наоборот. Поэтому, данную мысль следует изложить следующим образом: для того, чтобы услуги такого рода имели место (могли "производиться") они должны быть заказаны и оплачены собственником соответствующих объектов. В данном случае собственником является муниципальное сообщество, от имени которого, организуя муниципальные заказы и оплачивая их стоимость, действуют органы МСУ. Эти же органы будут решать вопрос о том, как будут возмещаться указанные расходы местного бюджета населением муниципального образования, в интересах которого производятся эти заказы, как организовать выполнение этих заказов, обеспечить рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на указанные цели.

Обратимся к услугам, удовлетворяющим коллективные интересы. Таковыми являются, как было сказано выше, жилищные услуги. Под этим названием обобщены разные услуги, имеющие отношение к техническому обслуживанию жилых зданий и санитарному состоянию придомовой территории, экологической среде жилой застройки. Для наглядности остановимся на услуге по "уборке придомовой территории" многоквартирного жилого дома. Эта услуга индивидуализирована по отношению к дому в целом и является коллективной по отношению к проживающим в доме. Поэтому расходы на выполнение этой работы могут быть вменены в обязанность жителей - собственников или наемщиков жилых квартир в доме. На практике так и происходит. Но услуга (количество, стоимость) будет измерена и учтена в тех единицах, в которых измеряется и учитывается размер придомовой (уборочной) территории. При этом возникает проблема, как распределить общую стоимость услуги между жителями дома? Какой критерий применить для соотнесения расходов по каждой квартире? Какой показатель принять за единицу для исчисления доли каждой отдельной жилой ячейки в оплате данной услуги? Удовлетворительных ответов на эти вопросы не найти. Все предлагаемые решения будут иметь формальное значение, никак не связанные полезностью данной услуги для ее плательщика. Они могут отличаться друг от друга только тем, насколько удобно и проще на практике исчисление и применение того или другого метода разнесения затрат. В настоящее время в качестве критерия разнесения затрат по всем видам жилищных услуг используется факт заселения жилой квартиры (если квартира не заселена, либо не имеет собственников, то оплатить услуги некому, либо их перекладывают на других жителей дома), за единицу исчисления стоимости услуг принимаются квадратные метры общей площади квартиры, за способ исчисления стоимости единицы услуг - средняя величина от деления общей суммы затрат на общий размер оплачиваемой площади жилья.

5. Изложенная выше схема индивидуализации оплаты жилищных услуг представляет собой чистый формальный прием, который никак не устраняет коллективный характер их потребления, не обеспечивает их индивидуальный выбор. Иными словами, в результате такой индивидуализации рынок жилищных услуг не становится рынком частных товаров. Индивидуальная оплата услуг формально устраняет свойство неделимости, однако она не достигает цели приведения в движение механизма спроса. И поэтому потребители не могут своим выбором оказывать влияние на качество, своевременность предоставления услуг, определять их полезность для себя и таким образом контролировать поведение производителей услуг через ценовой механизм.

С другой стороны, несоответствие между общественным характером услуг и индивидуальной формой их оплаты становится источником противоречий в экономических отношениях этой сферы. Одним из важных следствий этого несоответствия является уравнительная система оплаты жилищных услуг. Она в данном случае имеет три составляющих:

а) все собственники и наниматели жилых помещений оплачивают услуги поровну, независимо от степени полезности для них этих услуг. Услуга, становясь для потребителя частным товаром, вызывает у него желание оценить для себя ее полезность и выбрать то количество товара, которое соответствует его достатку. Однако, равная оплата услуг лишает его такой возможности и порождает у потребителя чувство несправедливости, так как люди по разному оценивают полезность отдельных жилищных услуг для себя. Например, полезность лифта для молодого человека, живущего на 3-м или 4-м этажах существенно иная, чем для его соседей-пенсионеров, или в хорошем санитарном состоянии дворовых территорий больше заинтересована семья с маленькими детьми, чем одиноко живущий мужчина и т.д.

б) уравниловка возникает из-за того, что используемая для измерения стоимости услуг единица имеет условный характер - это квадратные метры общей площади квартиры. С этим измерителем никак не связаны ни объемы, не виды работ, выполняемых в жилищном хозяйстве. Оторванность величины стоимости одного квадратного метра площади квартиры от формирующих основу этой стоимости работ вносит искажения в экономические отношения. Например, жилищно-эксплуатационные организации становятся заинтересованными увеличить свои объемы за счет тех комплексов зданий, у которых больше оплачиваемой площади, но относительно меньше уборочной территории. Для них становится более выгодным эксплуатировать дома-новостройки в новых районах, чем старые застройки с жилыми домами малой этажности.

Этот показатель оказывается несправедливым также для потребителей услуг. Поскольку объем услуг по обслуживанию дома никак не связан с распределением площади между квартирами, оплата услуг пропорционально количеству квадратных метров оказывается дискриминационной по отношению к тем, кто занимает большую квартиру. Дискриминационный характер этой единицы проявляется особенно наглядно, когда в такой квартире проживают малоимущие граждане. В новом законе "Об основах федеральной жилищной политики" содержится положение о том, что администрации городов имеют право переселять таких граждан в меньшие по площади квартиры, в случае, если они не способны оплатить установленную администрацией же стоимость услуг. Законодатель, принявший такое решение, нисколько не сомневался в том, что квадратные метры выражают истинную стоимость эксплуатации жилья.

в) уравниловку обусловливает также способ исчисления стоимости, приходящейся на единицу измерения, которая определяется как средняя величина по группе домов, по жилому району, по городу в целом, с учетом или без учета структуры жилых застроек и типов домов, даже, в ряде случаев, рассчитывается на примере усредненных типов квартир, строений. В любом случае, независимо от степени конкретизации этой стоимости, она будет представлять собой некоторую среднюю величину из-за обобщенного характера нормативов, используемых для её расчета. Включение площади балконов, лоджий в общую оплачиваемую площадь квартир является свидетельством того, что исчисление единицы стоимости технической эксплуатации жилья имеет крайне абстрактный характер. Данный акт носит характер "узаконенной" приписки, при помощи которого завышается стоимостной объем услуг, оплачиваемых населением.

Имеется единственный случай, когда условие индивидуализации оплаты жилищных услуг выполняется корректно - в случае, когда речь идет о доходном доме.

Такой же случай представляет собой оплата инженерных услуг. Принципы неделимости и неисключаемости, указывающие на общественный характер услуг, в данном случае не соблюдаются. Потребление инженерных услуг максимально индивидуализировано. При этом, наличие материального носителя позволяет делить услуги на порции, измерять количество, предъявить оплату к конкретному потребителю. Вследствие этого, появляется возможность:

а) оплату услуг конкретным потребителем поставить в зависимость от потребленного им количества услуг;

б) исключить потребление услуг теми, кто уклоняется от уплаты.

Несмотря на это обстоятельство, инженерные услуги остаются общественными благами, оплата которых, в конечном счете, также происходит на уравнительной основе. Однако это является предметом другой статьи.

6. Типология коммунальной деятельности

Большинство товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности, не являются чистыми общественными благами, и это в существенной мере облегчает возможность индивидуализации их потребления, ярким примером чему могут служить коммунальные услуги. Однако степень индивидуализации потребления коммунальных услуг зависит от их вида и предназначения.

Принцип индивидуализации потребления коммунальных услуг положен нами в основу типологии коммунальной деятельности.

В зависимости от формы потребления коммунальных услуг коммунальную деятельность можно разделить на три типа:

К I типу мы относим виды деятельности, услуги которых адресованы всем жителям города, но не отдельному человеку конкретно. Эти услуги вызваны общей потребностью системы организации города и имеют общественный или обезличенный характер. Примером таких услуг являются: содержание и эксплуатация общегородских дорог, улиц, площадей, мостов, магистралей и других инженерных сооружений, уличное освещение, озеленение, благоустройство и т.д.

II тип рассматриваемой деятельности связан с предоставлением услуг, имеющих коллективный адрес. Это: - деятельность по техническому обслуживанию жилых зданий и прилегающих к ним территорий. Внутри здания - это работы по обслуживанию так называемых мест общего пользования (лестничные клетки, лифты, мусоропроводы, общие телеантенны, чердаки и подвалы), а вне зданий - уборка территории, наружное освещение, уход за зелеными насаждениями, детскими площадками. Все эти виды услуг соответствуют общему желанию жителей создать внутри домов и вокруг них экологически и санитарно чистую среду, обеспечить сохранность здания и отдельных его элементов. Следовательно, они представляют собой групповую или коллективную потребность людей, живущих в отдельном подъезде, доме, микрорайоне.

III тип деятельности в коммунальном хозяйстве предоставляет услуги, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей. Это - услуги, доставляемые непосредственно в отдельные жилые ячейки (квартиры) и потребляемые их жителями в соответствии со своими личными желаниями: подача в квартиры холодной и горячей воды, водоотведение, отопление, подача газа, электрической энергии, услуги телефона, радиотрансляция. Несмотря на индивидуальную форму потребления услуг этого типа, им также присущи свойства общественных благ.

На основании данной типологии можно заключить:

коммунальная деятельность, хотя и носит общественный характер, однако она неоднородна, независимо от степени индивидуализации потребления коммунальных услуг, она всюду предназначена для производства благ, потребление которых имеет общественный характер, а предприятия, занятые производством и предоставлением коммунальных услуг, могут быть характеризованы как "предприятия общественного пользования";

источники и способы возмещения затрат на коммунальное обслуживание определяются не формой собственности на объекты и виды деятельности, а возможностью индивидуализации потребления услуг (степенью делимости и доступности услуг). Формы собственности на объекты обслуживания могут нивелировать общественный характер деятельности в коммунальном хозяйстве, но не могут устранять ее сущность;

общественный характер деятельности в коммунальном хозяйстве является непосредственным аргументом для признания объектов, сооружений и систем коммунального хозяйства муниципальной собственностью, что обеспечивает всем жителям города право доступа к ним. Политика приватизации этих объектов нарушает это основание и тем самым делает возможным ущемление прав потребителей на бесперебойное и надежное обеспечение коммунальными услугами. Поэтому приватизация должна быть дополнена условием сохранения доступности услуги всем нуждающимся в них.

 

Коммунальная реформа ставит вопросы, ответ на которые требует от нас отказа от существующих взглядов на сущность коммунальной деятельности

Целью проводимой в стране жилищно-коммунальной реформы является формирование в отрасли новых экономических механизмов, обеспечивающих коммунальным предприятиям стабильные финансовые условия, заинтересованность и независимость в осуществлении их социальной миссии. Однако десять лет реформы в отрасли не привели к ожидаемым результатам. Практика отвергла идеи, которые были положены в её основу. Критическое изучение документов жилищно-коммунальной реформы показало их теоретико-методологическую несостоятельность.

Главной теоретической ошибкой концепции реформы была и остается ориентация коммунальной деятельности на конкурентные отношения. Но как показала действительность, в коммунальной деятельности отпуск цен на свободу не привел к появлению конкуренции, как это происходило в других сферах экономики.

Стабильные финансовые условия для коммунальных предприятий реформаторы предполагали достичь путем повышения коммунальных тарифов до экономически обоснованного уровня и перевода населения на 100 процентную оплату услуг, ликвидации льгот на оплату коммунальных услуг, при одновременном усилении адресной социальной помощи малоимущим гражданам. Такой подход к решению проблем отрасли ничего не изменил в существующих экономических отношениях на коммунальном рынке. Поскольку поставленные цели оказались не выполнимыми, то для большинства населения реформа обернулась дополнительными расходами, а постоянное повышение тарифов не позволяло ему выйти за грани бедности.

Анализ программных документов коммунальной реформы показал, что у Правительства до настоящего времени отсутствует ясное и четкое представление о том, как надо проводить реформу в отрасли. В такой ситуации коммунальная реформа оказалась, помимо прочих объективных факторов, также из-за отсутствия научного багажа в этой сфере у научной общественности, которая оказалась не готовой противостоять натиску рыночных идей в коммунальную деятельность, предложить взамен им конструктивную и научно обоснованную концепцию преобразований, обеспечивающих безболезненную адаптацию предприятий отрасли к новому рыночному окружению. Реформа ЖКХ показала, что есть вопросы, не ответив на которые продвинуться вперед нельзя. Для перехода производственной, коммерческих сфер экономики на рыночные условия хозяйствования был уже готовый экономический механизм, эффективность которого подтверждалась практикой капиталистического пути развития других стран. Сфера жилищно-коммунального хозяйства не восприняла, отторгла этот механизм, поставив перед обществом вопросы:

Поиск ответов на эти вопросы приводит нас к выводу о том, что существующие взгляды на природу коммунальной деятельности не могут объяснить противоречия и трудности в практике реформирования ЖКХ и нуждаются в коренном пересмотре и обновлении, настоятельно требуют научного объяснения этим фактам и разработки на их основе новой концепции экономических отношений, обеспечивающей формирование в отрасли стабильных финансовых условий для функционирования и бескризисного развития ЖКХ.